top-slice

Баллистика на собственной шкуре



Аварии случались и выше, когда уже корабль выходил на орбиту, Вот какая ситуация, к примеру, сложилась 10—12 апреля 1979 года во время полета Н. Рукавишникова и гражданина Болгарии Г. Иванова. (Кстати, на самом деле болгарин вовсе не Иванов, а Какалов. Но его перед полетом переименовали — посчитали, что его фамилия по-русски звучит неприлично.)

Экипаж должен был состыковаться с орбитальным комплексом «Салют-6» — «Союз-32», но при подходе к станции на корабле «Союз-33» произошла авария сближающе-корректирующей установки. Стыковку пришлось отменить.

Корабль по инерции вращался вокруг Земли на орбите искусственного спутника. Что делать дальше? Космонавты на корабле, специалисты наземного Центра управления полетами тщательно проанализировали создавшееся положение и приняли решение: «Приземляться!» Однако выполнить такое решение было тоже не просто.

Как уже говорилось, обычно корабль входит в плотные слои атмосферы плавно, по так называемой аэродинамической траектории.

Перегрузки космонавтов, нагрев поверхности корабля из-за трения о воздух растут постепенно... Но в данном случае корректировать траекторию было нечем — ведь основная двигательная установка оказалась неисправной. Оставался аварийный вариант — дать тормозной импульс резервной установкой, а потом опять-таки производить спуск по неуправляемой, баллистической траектории.

«Впечатление было такое, что на грудь въехал "запорожец"»,— вспоминал потом Николай Николаевич Рукавишников.

Тренированные люди с честью выдержали испытание. Оказался достаточным запас прочности и у техники...

Но, пожалуй, самым драматичным было возвращение со станции «Мир» корабля «Союз ТМ-5» с экипажем в составе Владимира Ляхова и первого афганского космонавта Абдулы Моманда. Неприятности начались, когда на границе дня и ночи не сработал в штатном режиме инфракрасный датчик вертикали. Из-за этого бортовой компьютер отказался запустить двигатель на торможение. Посадка была отложена.

И вдруг через 7 мин. двигатель неожиданно включился сам! Ляхов немедленно выключил его — иначе садиться пришлось бы уже в Китае. Однако двигатель вновь заработал «как ему вздумается», хотя тормозной импульс так и не выдал. В довершение всего компьютер, решивший, что корабль уже сошел с орбиты, запустил процесс разделения отсеков. Если бы от аппарата успел отделиться агрегатный отсек с тормозным двигателем, космонавты, оставшись на орбите в спускаемом аппарате, были бы обречены на гибель: запаса воздуха у них было лишь на спуск и посадку. Быстрая реакция Ляхова спасла экипажу жизнь.

Спуск был отложен на сутки, которые экипаж провел без удобств, поскольку бытовой отсек с ассенизационным устройством — попросту говоря, с туалетом — уже успел отделиться. К счастью, на следующий день все прошло как надо и космонавты благополучно приземлились.

C.Н. Славин. "Сто великих тайн космонавтики"

<< Назад Далее >>

Читайте по это же теме:


Тюратам или Байконур?
Тайна проекта "Фарсайд"
Начали с неудач
Воздушный космодром
Кто "отец" Советских спутников?
Первый простейший
Эпитафия Лайке
Запоздалый "Авангард"
Кто спас честь мундира?
Шпионаж из Космоса
Война с сателлитами
"Камикадзе" на орбите
Самолеты против спутников
Орбитальная свалка
Космические киллеры
Спутник на тросе
В роли космонавта "ноль"
Риск Королева
Предполетное письмо
Доклад Гагарина
"Кордебалет" в полете
Запрограммированное вранье
Все хорошо, что хорошо кончается...
Выстрелить собой
От "Востока" к "Восходу"
Выйти-то вышел, а как войти?
Почему погиб Комаров?
Тайна последнего полета Гагарина
Трагедия при спуске
САС выручит нас
Падающие камнем...
Баллистика на собственной шкуре
Системы спасения на "Шаттлах"
Спасательные "шлюпки" для МКС
Были ль трупы на орбите?
"Испытатели" из Склифа
Наши потери
А что за рубежом?
Воздадим почести неслетавшим
Надо ли рисковать и дальше?
День в Звездном городке