Первыми покорителями Марса могли стать и советские космонавты. Принято считать, что ракета Н1 была советской лунной ракетой, нашим ответом Вернеру фон Брауну, его «Сатурну-5». Мало известно другое: этот мощный космический аппарат должен был доставить ракету не только на Луну, но и на Марс. Старт был намечен на 1974 год. Проект готовился в такой секретной обстановке, что даже некоторые заместители главного конструктора, Сергея Павловича Королева, не были в него посвящены.
Среди специалистов давно ходили разговоры о том, что советские космонавты всерьез готовились к экспедиции на Красную планету. Еще в мае 1953 года Королев, представляя модели ракет в Кремле, пояснил, что они могут долететь хоть до Америки, хоть до Марса. Идеей освоения просторов Вселенной был воодушевлен Хрущев. Его поддержка в немалой степени помогла и запустить первый спутник, и осуществить полет человека в космос. Однако честолюбие руководителей советской космонавтики простиралось гораздо дальше. Постановлением Правительства от 23 июня 1960 года Королеву было поручено создать к 1967 году летательные аппараты стартовой массой от 1000 до 2000 тонн, способные доставить на околоземную орбиту полезный груз массой от 60 до 80 тонн. В июле 1962 года специальной комиссии была представлена ракета-носитель Н1, главной задачей которой было обеспечить полет на Марс. Конфигурация межпланетного пилотируемого ракетно-космического комплекса (МПРКК) была готова уже в 1964 году. «Это самый яркий проект Королева - вершина его творчества, к которой он целеустремленно шел всю свою жизнь», - вспоминал один из деятельных участников проекта Владимир Бугров. Основными элементами этой установки были межпланетный пилотируемый космический комплекс (МПКК), рассчитанный на экипаж из трех человек, межпланетный ракетный комплекс (МРК), то есть орбитальная станция, и трехступенчатая ракета-носитель Н1. Требовалось от четырех до шести ракет-носителей, чтобы доставить на орбиту составные части МПКК для его последующей сборки; общая масса аппарата достигла бы четырех-пяти сотен тонн, и его сооружение заняло бы около года. В состав корабля входил и посадочный модуль, в котором два космонавта достигли бы поверхности Марса, в то время как третий участник экспедиции оставался бы на околопланетной орбите.
Корабль имел пять модулей. В первом располагались каюты для членов экипажа, комната отдыха, туалет, кухня, столовая. Во втором модуле на-ходились система управления, исследовательские лаборатории и спортзал, а в трех остальных модулях были биологическая лаборатория, приборный отсек, посадочный аппарат и контрольные двигатели.
Однако мечты о грандиозном путешествии были развеяны в августе 1964 года, когда по распоряжению самого Никиты Сергеевича Хрущева маршрут грядущей экспедиции был изменен. «Марсианская программа» превратилась в «лунную». Все произошло в одночасье, без протестов и возражений. «Нельзя отдавать Луну американцам», - сказало начальство. Полет на спутник Земли должен был состояться, самое позднее, в 1968 году. Так был бы нанесен еще один удар по самолюбию американцев. На космическом фронте близился полный разгром их державы, способной лишь вторить чужим достижениям.
Однако задача оказалась непосильной. «Модернизация Н1 под лунную программу повлекла за собой необходимость форсировать ее характеристики, что увеличило ее стартовую массу... удлинило сроки создания и снизило надежность», - подчеркивает Владимир Бугров.
На неудачу проекта во многом повлияла затаенная вражда двух ведущих деятелей советской космонавтики - Сергея Королева и Валентина Глушко, руководившего разработкой ракетных двигателей. Эта неприязнь осложняла и затягивала работу. Королеву пришлось использовать в конструкции ракеты Н1 менее мощные двигатели (выходом из положения стала идея их объединения в блок), но в разгар работ главный конструктор умер. Его преемник унаследовал и многострадальную ракету. Синхронизация двигателей стала сущим кошмаром. Пробные полеты в автоматическом режиме один за другим оканчивались катастрофой.
Ракета-носитель, которой предстояло провести в полете много месяцев, продержалась в воздухе самое большее 107 секунд. Между тем масса Н1 достигла уже 2800 тонн.
В СССР весь ход работ над марсианской и лунной программами засе-кретили, ведь они обернулись полным крахом. «До настоящего времени пятнадцатилетнее перенапряжение огромной кооперации, привлеченной по всей стране в 1960-1974 годах к реализации этих фантастических проектов Королева экспедиций человека на Марс, а затем и на Луну, стыдливо замалчивается», - с горечью пишет Владимир Бугров. Мечты так и не удалось осуществить, а рабочие материалы были полностью уничтожены. Проект превратился в легенду. Но теперь руководители российской космонавтики вновь строят планы экспедиции на Марс - планы более взвешенные, основательные. И, надо надеяться, они все-таки сбудутся.
| << Назад | Вперёд >> |