В честь Луны сложено множество мифов. Как будто наши предки до-гадывались, что без ночного светила жизнь на Земле померкнет. В иных историях именно эта светлоликая гостья, приходящая с заходом Солнца, сделала нашу планету обитаемой.
Так, в легендах, возникших в доисторическую эпоху, в том числе в мифах первобытных племен, еще встречающихся в тропических лесах, Луна побуждает плодиться все живое. Такие сказания не могли появиться в северных широтах, где зеленая поросль на полгода скрывается под сугробами, а деревья и кустарники сбрасывают листву. Здесь живительный источник очевиден. С первыми лучами весеннего солнца тает снежный покров. Из-под него, из черной могилы земли, из корешков - точно костей, притаившихся там, восстают, воскресая, цветы и травы. Просыпаются деревья. Эти соки жизни в «мертвые» тела влило Солнце. Луна для северян была лишь скромной свидетельницей перемен.
Другое дело - тропики, где дневное светило одинаково обжигающе дышит на землю круглый год. Его лучи - словно стрелы, которыми огненный бог поражает любую жертву. Выстрел - и высыхает озерцо, недавно поившее живность. Выстрел - и растения припадают к земле. Выстрел - и безумные звери бродят по желтой степи, широко раскрывая пасти от жажды. Выстрел - и мрут племена и народы, не находя ни капли воды.
Но вот, разметав все стрелы, Солнце уходит, и вслед ему крадется Луна. Кувшин синей влаги стоит у нее на плече, и, капля за каплей, она орошает ею землю. Сразу становится прохладнее. На пожухлые листья ложится ночная роса. Влагой дышит все - растения, звери, люди. На небесах находится добрая покровительница - Луна!
По легендам маори - коренных жителей Новой Зеландии, - именно ночное светило даровало женщинам способность рожать. Они не находили детей в капусте; нет, те появлялись на свет, потому что в тело матери вливался лунный свет. Из него и завязывался плод. Мужчины лишь помогали животворным лучам проникать внутрь! Супруги аборигенок считались, по сути, лишь их соседями; истинным мужем всех местных женщин являлась Луна.
Для жителей Вавилона ночное светило тоже было мужчиной (вспомним, что и славяне называли его Месяцем) - богом по имени Син. В «верхнем мире» лик его был светел, словно полная Луна; когда же он нисходил в «нижний мир», чтобы судить усопших в царстве мертвых, его облик чернел, уподобляясь тонкому серпу новолуния.
Свою власть Син делил с богом Солнца Шамашем и богиней любви Иштар. Однако со временем «треножник поклонения» заколебался. Все больше людей возносили хвалу Иштар:
«Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь! Видеть тебя - благо, воля твоя - светоч! Помилуй меня, Иштар, надели долей!» Так они забывали о древнем боге, приносившем свет их предкам. Лишь изощренное толкование небесной жизни помогло жрецам сохранить славу Сина. По внезапному наитию они открыли, что богиня любви («Тебе да возрадуются небеса, с тобою да возликует Бездна!») - плоть от плоти дочь Сина. Воздавая ей почести, люди невольно превозносят ее отца - двуликого бога Луны.
Однако наследие рода сказалось на сияющей деве Иштар: сама любовь сделалась двуликой. Милое, мягкое, нежное переплелось с мучительным и безумным. С тех пор образ любви стал неодолимо переменчив, как Луна: там, где еще недавно сияли клятвы {«Ты - самый лучший, ты - самый красивый!»), внезапно разверзается Бездна и радуется Тьма раздора, чтобы по прошествии времени все так же неизбежно повторилось.
Самой богине Иштар, лишенной супруга «на небеси», дозволено было забирать с земных долин любого приглянувшегося ей мужа. Появился у нее и верный спутник - Таммуз. Однако он был коварно убит, а тело рассечено на куски; и все же, попав в подземный мир, он выбрался оттуда. Такой была судьба других богинь ночного неба и земной любви - эллинской Афродиты, чей возлюбленный Адонис погиб на охоте; египетской Исиды, разлученной с братом и мужем Осирисом; их убиенные супруги воскресли, поправ всесилие смерти.
А.Волков "Белые пятна солнечной системы"
| << Предыдущая глава | Следующая глава>> |