Миллиарды лет на поверхность Луны падают метеориты. Там нет ат-мосферы, поэтому ничто не сдерживает их полет. В любой момент бомба, летящая с неба, может пробить «челнок».
По расчетам ученых, если бы в его обшивке образовалась дыра диаметром до 12 сантиметров, то в течение двух минут кислородная система еще могла бы поддерживать нормальное давление. Этого времени хватило бы, чтобы подключить скафандры к бортовой системе жизнеобеспечения, - при условии, конечно, что астронавты не получили травмы в момент удара. Хуже было бы, если бы разбилось стекло иллюминатора. Обе эти ситуации отрабатывались при подготовке к полету.
Та же опасность могла ждать астронавтов на прогулке. Если метеорит, -допустим, крохотный камешек, - попал бы в кого-то из них, то наверняка повредил бы скафандр. После разгерметизации можно было прожить всего две минуты. Этого времени не хватило бы, чтобы в неповоротливом снаряжении добежать до «челнока», подняться по лестнице и протиснуться в узкий люк. У человека есть шанс на спасение, только если пробоина окажется меньше трех миллиметров. В этом случае аварийная кислородная система скафандра проработает еще полчаса, поддерживая нормальное давление.
И все равно даже при таком крохотном повреждении спастись будет трудно. Пострадавшему надо подняться на борт «челнока» и включить систему, нагнетающую давление. Второй астронавт останется снаружи, и будет ждать, пока коллега не починит снаряжение. Только в этом случае он может войти внутрь, ведь для этого надо снова сбросить давление в кабине, чтобы избежать его резкого перепада.
А если пострадавший поднимется в «челнок» и потеряет сознание? Мало ли, нехватка кислорода, последствия удара... Что делать тому, кто ждет снаружи? Как сбросить давление, чтобы попасть на борт? Снаружи есть спускной клапан, но с его помощью можно откачать лишь остатки воздуха. Как только внутри «челнока» установится нормальное давление, астронавт, оставшийся за пределами корабля, не сумеет вернуться назад без помощи коллеги. Если тот умрет или впадет в кому, второй тоже обречен.
...Но прогулка прошла успешно. Исторические слова были сказаны: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества» (Нил Армстронг). Фото- и киносъемка проведены. Американский флаг установлен. Собрано около 22 килограммов образцов лунного грунта и пыли. Всего астронавты провели на спутнике почти два с половиной часа, пройдя по его поверхности около километра, но, стараясь при этом не удаляться от «челнока» (наибольшее расстояние составило 60 метров).
В 6 часов 11 минут по среднеевропейскому времени они вновь оказались на борту Eagle и закрыли люк изнутри. Их опять охватила тревога. Что если «челнок» потерял герметичность, и теперь нужное давление создать не удастся? Сколько раз в центре подготовки астронавтов имитировали этот случай! Что ж, он, конечно, не смертельный. Можно будет подключить скафандры к бортовым системам жизнеобеспечения, но из-за этого, в конце концов, придется выбросить пару ящиков с образцами лунного грунта.
Да что там лунный грунт! Как попасть потом на корабль, оставшийся на орбите? Сквозь переходной туннель не проберешься в скафандре. Разве что выйти в открытый космос и проникнуть на борт через главный люк. Стоп! Сколько же времени на это уйдет? Ведь придется стравить воздух из корабля, чтобы не было перепада давления. Значит, Коллинзу тоже надо облачиться в скафандр... А если и на корабле не удастся создать нужное давление?
Мысли мельтешили, кружились возле одной и той же беды. Внезапно этот замкнутый круг разорвался. На борту «челнока» астронавтов ждала уж совсем неожиданная беда.
![]() А.Леонов, А.Соколов. НАЧАЛО ТОРМОЖЕНИЯ |
«Я осмотрелся и стал укладывать вещи, - вспоминал Эдвин Олдрин. -Когда я глянул на пол, то увидел маленькую черную штучку. Я сразу понял, что это такое. Это была кнопка. Она сломалась. Я посмотрел вверх, на этот длинный ряд кнопок, чтобы понять, что сломалось. Это была кнопка зажигания двигателей».
Добавим к сухому и лаконичному рассказу лишь пару реплик: «С ума сойти! Вот поломка так поломка. Нарочно не придумаешь!» В это трудно было поверить. На приборной доске имелась пара сотен кнопок и тумблеров. Из них сломалась одна-единственная - самая важная, та, без которой не обойтись! Выходя на прогулку, Олдрин задел своим скафандром эту чертову кнопку. Без нее не включить двигатель!
Пришлось радировать на Землю и сообщать о своем промахе. Олдрин докладывал: «Хьюстон, база Спокойствия. Вы не можете определить, в каком сейчас положении находится кнопка зажигания двигателей?» Молчание. Вопрос, конечно, странный. Не проще ли посмотреть вверх?
Олдрин: «Причина моего вопроса: поломка кнопки». Хьюстон: «Вас поняли. Ясно. Оставайтесь на связи, пожалуйста». Затем в протоколе переговоров впервые появляется пометка: «Долгая пауза».
В Центре управления полетов все были шокированы. Астронавты, впрочем, испытывали то же самое чувство. «Быть может, имелось много других способов включить зажигание двигателей, - продолжал свой рассказ Олдрин, - ведь без этой функции нам, разумеется, было не выжить, поэтому наверняка ее как-то продублировали».
Кроме того, неуклюже повернувшись и, тем самым, надавив на кнопку, Олдрин уже тогда мог включить зажигание. Выходит, пока астронавты гуляли по Луне, в «челноке» все было готово к старту.
Секунды тянулись длиннее лунной ночи. Наконец, в динамиках раздался голос: «База Спокойствия, здесь Хьюстон. Наши данные телеметрии показывают, что в настоящий момент кнопка зажигания находится в положении «Выключено». Мы просим вас оставить ее так до запланированного включения».
Но сделать-то это невозможно! Разве непонятно? «При включении этой кнопки к двигателю подавалась электроэнергия. Без нее нельзя было создать тягу, а значит, и взлететь с Луны. Астронавты застряли бы там, если бы не сумели чем-нибудь нажать на эту кнопку», - так описывал драматизм той ситуации тогдашний сотрудник НАСА Джон Саксон.
Армстронг и Олдрин лихорадочно бросились искать, чем можно было надавить на остаток кнопки, целиком утопленный в нише. Наконец, самый дорогой в истории человечества летательный аппарат удалось включить с помощью... шариковой ручки. Интересно, если бы некий инженер НАСА предложил именно такую схему зажигания, что бы сделали с ним? Оказалось, что «эта дешевая схема» нормально работает.
Итак, один из астронавтов нажал кнопку зажигания...
А.Волков "Белые пятна солнечной системы"
| << Предыдущая глава | Следующая глава>> |
