">
top-slice

Совершенно секретно


Бэрон погиб. Однако его слова не остались не услышанными. Пожар на стартовой площадке вовсе не роковой случайностью. Авария была предопределена самой обстановкой, сложившейся здесь. Впрочем, некоторые эксперты уже тогда заговорили, что дело, возможно, не в одной халатности. Так, журналист Эрик Бергост озаглавил книгу, посвященную событиям 27 января 1967 года, «Убийство на стартовой площадке 34». В ней, в частности, он писал: «Если сообщения о халатности, просчетах менеджеров, небрежно проведенных испытаниях и вопиющих дефектах верны, то жертвы, принесенные тремя астронавтами, были бессмысленны, если только эти люди не стали жертвами убийства».

Разумеется, комиссия НАСА, расследовавшая этот инцидент, всячески отрицала последнюю версию. В отчете, составленном ею, говорится, что никаких следов скрытого или явного противодействия работе, приведшего к катастрофе, обнаружено не было. Однако и доказать, что саботаж не имел место, тоже не удалось. Ведь причина аварии так и осталась не установленной. Разумеется, в отчете комиссии названа однозначная причина гибели астронавтов: пожар. В том, что на борту вспыхнуло пламя, никто и не сомневался до начала следствия. Однако по его окончании никто так и не мог сказать, что именно привело к катастрофе. «Мы искали очаг возгорания, но так и не нашли его», - признался Фрэнк Борман, один из членов комиссии (в декабре 1968 года ему предстоит на корабле «Аполлон» облететь Луну). Оставалось предположить, что произошло короткое замыкание. Где? Почему?

Убедительная версия появилась лишь много лет спустя, когда обломки сгоревшего корабля осмотрел Скотт Гриссом. Он остановился как вкопанный, увидев на одном из пультов то, что в свое время искали - и нашли - члены комиссии.

Их заинтересовал один из тумблеров. Он, единственный, был демонтирован. Кабели, подходившие туда, были тщательно пронумерованы комиссией. Сама же деталь лежала рядом в пластиковом пакете с надписью «Тумблер S-11 и крепеж». Он находился «на консоли номер восемь главной приборной панели, прямо над коленями моего отца, и соединял бортовые аккумуляторы с аппаратурой корабля», подчеркнул Скотт Гриссом. «За всю свою карьеру пилота я не видел ничего подобного», - продолжал Гриссом. Речь шла о прямоугольной металлической пластине, которая заподлицо подходила к тумблеру. Она была вставлена под него - туда, где сходились все провода, подведенные к этому переключателю. Понятно, что пластина была там вовсе ни к чему. Ведь в каком бы положении ни находился тумблер после подачи питания, во включенном или выключенном, все равно следовало короткое замыкание - то самое, что вызвало пожар. Щелк-щелк. Вот, где проскочила искра! Рядом с астронавтами. Ее было достаточно, чтобы произошло воспламенение.

«Представьте себе, что в ваш гараж закачан чистый кислород, - пояснял в одном из интервью Скотт Гриссом. - Теперь вы закорачиваете автомобиль, включаете стартер и ждете, пока один из полюсов не начнет плавиться. Представили, как все вспыхнет? Нечто подобное и произошло тогда на стартовой площадке». Эта находка окончательно убедила Скотта Гриссома в том, что его отец и другие астронавты погибли вовсе не в результате чьей-то оплошности. Нет, «это был умышленный саботаж».
А.Леонов. НА ЛУНЕ
А.Леонов. НА ЛУНЕ


Кто же мог совершить такое? На стартовой площадке «Аполлона-1» работали сотни людей. Среди них были не только представители НАСА, но и сотрудники фирм, связанных контрактными обязательствами с космической программой, например North American или General Electric. Пожалуй, трудно будет восстановить мотивы поступков всех присутствовавших тогда на месте аварии. Остается лишь предполагать.

Возможно, у Гриссома были личные враги, и члены комиссии НАСА пытались «замять скандал в своем благородном семействе»? Возможно, кто-то очень хотел помешать, чтобы американцы первыми покорили Луну? Возможно, кто-то завидовал чужой славе? В любом случае в тот день астронавты могли остаться в живых. Ведь поначалу планировалось провести тот самый эксперимент в автоматическом режиме, без участия экипажа. Если бы так и случилось, то пострадавших не было бы. Сгорел бы лишь макет корабля. Однако в последнюю минуту все было переиграно. На борт «Аполлона-1» поднялись люди.

Впрочем, нет никаких доказательств версии Скотта Гриссома. Представители НАСА назвали ее «вздором»: «Мы повторяем, что члены комиссии так и не выяснили причину возгорания». Сам Гриссом уверен, что лишь новое, независимое расследование внесет ясность в события того дня и выявит возможных виновников случившегося.

...Время рассудило само. Эта трагедия как нельзя лучше передает атмосферу, царившую тогда в НАСА. «Качество техники, разрабатываемой для лунных экспедиций, вызывало тревогу, - пишет российский историк космонавтики Александр Марков. - Только в 1966 году в конструкцию кабины было внесено около 5 300 изменений, причем 758 из них остались невыполненными. Большинство изменений не учитывались ни штатной документацией - она не менялась с августа 1966 года, - ни специальными инструкциями. Все думали только о сроках. К несчастью, и сами астронавты требовали не обращать внимания на недоработки и пренебречь мерами безопасности - лишь бы войти в график программы. «Только пустите нас на борт, мы полетим и на таком корабле", - говорили они. Все в НАСА предчувствовали катастрофу, но все так же спешили приступить к испытаниям. Скорей-скорей, несмотря ни на что... Смерть всегда была рядом с астронавтами, они свыклись с ней. Лететь на Луну никого не заставляли; деньгами тоже никого не прельщали. Астронавты были одержимы мечтой, забывая, что шансов на успех у них - 50 %. "Если мы умрем, мы хотим, чтобы люди приняли это, - сказал Гриссом на пресс-конференции, проведенной незадолго до испытаний. - Мы занимаемся опасным делом"».

Предчувствия не обманули его. Однако трагедия не повергла руководителей космического ведомства США в отчаяние, а лишь заставила их еще энергичнее, еще деятельнее готовиться к первому полету на Луну. В конструкцию корабля было внесено множество новых изменений; приняты дополнительные меры безопасности. Все это привело к тому, что всего через два с половиной года главная цель программы была выполнена: в июле 1969-го американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, первые участники лунной экспедиции, ступили на Луну. Их товарищи, члены экипажа корабля «Аполлон-1», покоились на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Остается добавить, что в 1967-1972 годах во время работы по программе «Аполлон» не погибнет больше ни одного человека -ни на Земле, ни на ее спутнике. Покорение Луны войдет в историю человечества как самое сложное и удачное инженерное предприятие XX века.

А.Волков "Белые пятна солнечной системы"

<< Предыдущая глава Следующая глава>>

Читайте по это же теме:


Характеристики Луны
Фазы Луны
Наблюдения Луны в небольшой телескоп
Лунные затмения
Фотографирование Луны
Может ли любитель астрономии принести пользу селенологии?
По Луне измеряют время
Изучение Луны в телескоп
Исследования Луны в 1950-70-е гг.
«Клементина» и «Лунар Проспектор» исследуют Луну
«Смарт-1» и другие
Возможна ли жизнь на Луне?
Поверхность Луны и ее недра
Прошлое Луны и гипотезы о ее происхождении
Луна. Гипотезы её рождения
Тайны и загадки Луны
Как родилась Луна?
Обратная сторона Луны
Таинственная геология Луны. Магнитное поле, извержения вулканов. Сейсмическая активность
Есть ли вода на Луне?
Загадочные вспышки на Луне
Влияет ли Луна на нашу жизнь?
Фея вновь наносит удар
Страшный дар точек Лагранжа
Мировой океан превратится в болото
Фаэтон - собрат по несчастью Феи?
Она безумье в нас вселяет?
Луна и роды
Кто умеряет разгул стихий!
Истинным мужем всех женщин была Луна
Красные тарелки кратера Аристарха
Луна в зеркале цифр
Возраст жизни на Луне - четыре миллиарда лет?
Планета лунотрясений
На большом синхрофазотроне Луны
Сказка о мертвом спутнике
Кто-то должен меня охранять
Смертельное оружие
Однажды в Америке
Совершенно секретно
Непрочитанный некролог
"Звездный час" в свете трагедии
Спокойствие, спокойствие, спасибо!
Прогулки по Луне и блуждания среди страхов
Падение и взлет американской мечты
Бегство
Целить в Луну, а не в Ирак?
А был ли кто-нибудь на Луне?
Лунные дорожки снова пусты...
Список действующих лиц
На Луну притязает третья сила, или Парад суверенитетов
Тайконавты летят на Луну
Самая неизученная планета?
"Прибытие поезда" в лунных декорациях
Опыт советских "Луноходов" пригодился только на Западе
Где спрятан лед?
Титанические усилия по добыче титана
Грозный лунный атом
Мечты Рашидова о реголите морей