«Это был смертный приговор», - Скотт Гриссом уверен в этом. Впрочем, не будем слушать его доводы заранее и перенесемся в прошлое.
Контакт? Есть контакт! Последний маневр начался. Что показывают мониторы в Центре управления полетом? Вспышка пламени? Не может быть! Почему? Там что, короткое замыкание?
В их автономный «полет» вмешаться было уже нельзя. По официальным данным, в 18:31:03 лейтенант-коммандер ВМС Роджер Чаффи, впервые готовившийся к космической экспедиции, сообщил: «Огонь!» В этот момент пульс Эдварда Уайта - он один был подключен к тонометру, - резко подскочил.
18:31:04. Приборы зафиксировали судорожные движения астронавтов.
18:31:05. Температура в кабине корабля повышается.
18:31:09. Теперь Уайт подает сигнал тревоги. На экране монитора видна его рука. Он пытается открыть внутренний люк. Давление в кабине нарастает. Приборы фиксируют еще более судорожные движения астронавтов.
18:31:12. Температура резко повышается. Чаффи сообщает о сильном огне. Несколько стоявших поблизости техников слышат, как из кабины доносятся крики о помощи. На мониторе в сполохах огня долю секунды видны шлемы двух астронавтов.
18:31:17. Давление газов достигает 2,03 килограмма на квадратный сан-тиметр. Раздается взрыв.
18:31:30. Концентрация угарного газа в атмосфере кабины стала смер-тельной. Корпус кабины треснул; горячие газы вырвались с громким свистом наружу. Пилоты потеряли сознание.
Когда через несколько минут первые смельчаки пробрались к астронавтам, все они были мертвы. «Лучше я не буду описывать, что вижу», -раздался голос одного из спасателей. Чаффи еще был пристегнут к креслу. Внизу лежали два тела в скафандрах. Невозможно было сказать, кто -Гриссом, а кто - Уайт. Едкий запах горелой изоляции и пластмассы окутывал стартовый комплекс. В тот вечер здесь отравились угарным газом 25 человек.
Таков ход событий, восстановленный во время расследования. Оно проводилось созданной космическим ведомством НАСА специальной комиссией; шесть из восьми его членов представляли это ведомство. (Так, любой автомобилист был бы рад самостоятельно провести расследование аварии, в которую попал, а не доверять это дело третейским судьям, которые вспомнят о тормозном пути или количестве алкоголя в крови.)
Конгрессмены критиковали состав комиссии, но безуспешно. Так что никакой независимой экспертизы проведено не было. По итогам расследования заместитель руководителя НАСА Роберт Симанс заявил, что случившиеся события стали результатом трагического стечения обстоятельств, которое невозможно было предвидеть.
Невозможно? Задолго до этой аварии американцы уже осуществили ряд экспериментов с кислородной атмосферой. Их результаты были крайне неблагоприятны. В период с 1962 по 1967 год подобные опыты не раз заканчивались летальным исходом. Так, всего за четыре недели до гибели Гриссома и его товарищей, 1 января 1967 года, на базе ВВС США в Сан-Антонио во время пожара в кислородной камере (давление - 0,5 атмосферы) погибли два испытателя. «Решивший стать астронавтом соглашался на смертельный риск, - признался как-то Уильям Андерс, участник экспедиции «Аполлона-8». - Он знал, куда шел; он играл в орлянку и мог проиграть жизнь».
Никто никогда не объяснит, почему руководители НАСА, не обращая внимания на прежние неудачи, упорно продолжали свои смертельно опасные опыты. Неужели стремление догнать и обогнать Советский Союз в области космонавтики было так сильно, что творцы «лунной программы» не хотели считаться ни с какими жертвами? Остается лишь строить догадки.
Так, существуют самые разные версии того, что же успели сказать астронавты, когда попали в беду. Быть может, они просто закричали: «Пожар на корабле!» - как гласит официальное заключение. Быть может, крики были совсем иными: «Мы боремся с огнем. Выпустите нас отсюда!» Или: «У нас сильный пожар. Выпустите нас, а то мы сгорим!»
![]() А.Леонов. ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ |
А если астронавты успели сказать все это и еще многое другое? Ведь, по слухам, они прожили намного дольше, чем утверждает официальная версия. Согласно ей, астронавты погибли в течение четырех минут. Откуда эта цифра? Да просто она вполне устраивала руководителей эксперимента. Ведь кабину корабля вскрыли через пять минут, и, значит, никого в живых там уже не было.
А если бы и были раненые, помочь им не представлялось возможным, ведь поблизости - среди персонала, обслуживавшего испытания, - не было ни одного врача. Первый медик прибыл на стартовую площадку лишь через десять минут после осмотра кабины - целая вечность для тяжело травмированных людей! Если астронавты, несмотря на сильнейшие ожоги, выжили и умерли уже после того, как их извлекли из корабля, то случившееся можно было бы назвать, мягко говоря, преступной небрежностью, наказуемой по закону.
Как выяснил Скотт Гриссом, при вскрытии у всех троих погибших был зафиксирован отек легких. Подобное наблюдается при вдыхании дыма. Под действием едких газообразных веществ, возникающих при горении различных материалов, легочные пузырьки становятся пористыми. Их заполняет жидкость; они теряют способность поглощать воздух - человек захлебывается собственной мокротой. Вот только происходит это не сразу!
Любой медик подтвердит, что отек легких развивается в течение нескольких часов, а не минут. Если человек умер мгновенно, то у него не будет отека легких. Скотт Гриссом сделал логичный вывод: «Когда открыли люк, экипаж корабля был еще жив. Однако находившиеся поблизости люди не предприняли никаких попыток спасти астронавтов».
Этот вывод точно согласуется со странным заявлением, которое сделал 21 апреля 1967 года на слушаниях в Конгрессе инженер Томас Бэрон, бывший сотрудник фирмы North American Aviation, изготовившей корабль «Аполлон». По его словам, один из коллег шепнул ему после аварии, что пилоты еще минут за десять-двенадцать до того, как заметили огонь, почувствовали запах дыма. Тут же начались неполадки со связью. Потом минут пять астронавты пытались открыть кабину. Бэрон даже рассекретил имя своего «информатора» - Эл Холмбург.
Слушания еще продолжались, когда по распоряжению руководителей фирмы North American в Конгресс прибыл Эл Холмбург и опроверг давешнее заявление.
А Томас Бэрон давно уже критиковал сами условия проведения испы-таний, а также порядки, сложившиеся на стартовой площадке. Выступая на слушаниях, он сообщил, что подал так много жалоб, что и в его отделе, и в бюро главного офиса кончились нужные бланки. Тем не менее, испытания так и ни приостановили.
Доходило до смешного, если бы это не было так страшно. Так, при за-грузке топливных баков ракеты работала лишь часть обслуживающего персонала, поскольку не хватало защитных костюмов. Остальные спали или играли в картишки. Рабочие спокойно курили невдалеке от горючих материалов, а то и распивали спирт, приготовленный для профилактических работ. Догоним и перегоним СССР в области космонавтики?
За три недели до катастрофы Бэрона выгнали из фирмы за критиканство. За три дня до катастрофы Бэрон передал руководителю Регионального офиса инспекций НАСА Д. М. Бруксу рапорт на 57 страницах и на следующий день получил ответ: документ изучен, меры приняты.
Накануне испытаний журналист беседовал об этом рапорте с одним из руководителей фирмы North American, и тот признал, что Бэрон был одним из самых добросовестных специалистов, но все-таки ему мешал педантизм: он не мог допустить отклонения от программы испытаний, а ведь та меняется буквально на ходу. Бэрон не понимал этого. Упомянутые в рапорте просчеты не были достаточно серьезными, чтобы повлечь аварию, которая произошла на следующий день.
А через неделю после выступления Бэрона в Конгрессе его автомобиль замешкался на железнодорожном переезде и был раздавлен проезжавшим поездом. Бывший сотрудник North American, его жена и дочь погибли.
А.Волков "Белые пятна солнечной системы"
| << Предыдущая глава | Следующая глава>> |
