20 июля 1969 года все смешалось в Центре управления полетом. Здесь царили эйфория и страх, удивление и сомнение. Началась решающая часть экспедиции. В 18 часов 47 минут по среднеевропейскому времени спускаемый аппарат отстыковался от орбитального корабля и начал полет к поверхности Луны. В 21 час 05 минут аппарат стал заходить на посадку. Она была намечена в районе Mare Tranquillitatis - в Море Спокойствия.
В последний момент астронавты заметили, что их несет прямо на огромный камень, лежащий возле кратера. Это грозило неизбежной катастрофой. Если аппарат опустится на край глыбы или рухнет вглубь кратера, он уже не сумеет взлететь. «Выходите! Конечная остановка: Луна! Лучшего не предвидится!» До поверхности оставалось всего 200 метров. Армстронг переключился на ручное управление, и, мчась со скоростью 80 километров в час, Eagle («Орел») - так назвали лунный «челнок», - перемахнул через камень. Промчавшись еще шесть километров на запад от кратера, аппарат, наконец, коснулся грунта. Посадка прошла так мягко, что астронавты, видевшие вокруг лишь огромное облако пыли, поднятое двигателями, даже не заметили момент соприкосновения. Прошло 103 часа после старта с мыса Кеннеди.
Через восемнадцать секунд Армстронг заглушил двигатель. «Хьюстон, пункт прибытия - Tranquility Base, база Спокойствия. Орел совершил посадку». Этот позывной сигнал - «база Спокойствия» - заранее решено было использовать, когда спускаемый аппарат окажется на Луне. В 21 час 17 минут раздался ответ из Центра управления полетом: «Вас понял, спокойствие. Народ здесь просто посинел. Теперь мы хоть вздохнем спокойно. Большое спасибо!»
Однако Армстронг и Олдрин меньше всего думали о покое. Затаив дыхание, они ждали дальнейших событий. Было непонятно, как среагирует поверхность спутника на появление «челнока» весом две с половиной тонны. Что если его опоры провалятся в расселину или увязнут в пыли? А если в момент приземления отскочил камень и пробил бак с топливом? Как тогда взлететь с Луны?
Однако астронавты столкнулись совсем с иной, нештатной ситуацией. Сразу после посадки они стали откачивать воздух из гелиевого бака; при этом гелий, охлажденный до -268 °С, проник в топливопровод. В нем образовалась ледяная пробка. Тем временем тепло еще не остывших двигателей продолжало разогревать топливо. Давление стало расти. Если бы топливопровод лопнул, горючее попало бы в двигатель, и тот взорвался бы. Спускаемый аппарат превратился в бомбу замедленного действия. Прошло полчаса, пока не стало ясно, что беда и на этот раз миновала. Топливопровод выдержал нагрузку. Солнце растопило ледяную пробку.
Наконец, астронавты стали готовиться к первой прогулке по Луне. Еще одна неожиданность! Облачившись в громоздкие скафандры, весившие на Земле больше 137 килограммов, и пристегнув рюкзаки, где находились системы жизнеобеспечения, они заметили очередную промашку конструкторов.
Кабина, напичканная приборами, была тесна для них. Они чувствовали себя здесь, как пресловутые слоны, загнанные в посудную лавку. Всюду торчали мониторы, кабели, тумблеры. Одно неловкое движение, и астронавты что-нибудь сломали бы.
Беспокоило их и другое. Им пришлось сбрасывать давление в кабине до нуля. Удастся ли потом восстановить заданный режим? Им еще предстоит помучиться с этим. Пока же, в 3 часа 39 минут 21 июля по среднеевропейскому времени и 21 час 39 минут 20 июля по хьюстонскому, Армстронг и Олдрин открыли люк и покинули Eagle. Что их ждало за бортом?
А.Волков "Белые пятна солнечной системы"
| << Предыдущая глава | Следующая глава>> |